ВитражиВитражи
лица:
Витражи: Творческое Содружество
ВитражиВитражи
 
лица   
   события
история   
   манифест
поэзия   
   публикации
фото   
   гостевая

Публикации: Виталий Кульбакин

Человек Думающий

     15 июня 2003 года завершился XII Нижегородский областной фестиваль авторской (или бардовской - как вам больше нравится) песни. Как водится, проходил он на гостеприимной поляне близ деревни Заозерье, что в Богородском районе, и собрал около двух тысяч неравнодушных к жанру людей из Нижнего и области, а также из Москвы, Коврова, Казани, Ульяновска, Пензы и иных городов - всех не упомнить…

     Это несколько пресс-помпезное вступление, как и многочисленные лирические отступления ниже, я адресую читателю, никогда не посещавшему туристские слеты и летние фестивали АП. Ибо задача моя написать не "о своем для своих", а поделиться мыслями с людьми, которые, возможно, считают себя непричастными к нашему жанру, мало того, совершенно далекими от него. А то, что мысли будут переплетаться с фестивальными зарисовками - так уж карта легла.

     "…Все приехали к нам погулять, отдохнуть…"

     Произнося словосочетание "авторская песня" я имею в виду не песню, написанную и исполненную автором под собственный аккомпанемент на гитаре, а нечто совершенно конкретное: жанр, или, если быть точным, направление национальной культуры, имеющее свои социальные предпосылки, историю, тенденции и ареал. Самое, на мой взгляд, точное определение АП дал покойный Булат Шалвович Окуджава: "Думающая песня для думающих людей". Думающая - потому что для изготовления и подачи такого рода продукта просто необходим глубокий мыслительный процесс. И второй непременный атрибут - вызвать песней (или стихотворением - некоторой песне аккомпанемент попросту не нужен) поток ассоциаций, дать возможность приложить свой мыслительный аппарат слушателю, собеседнику, сопереживателю. Думающему человеку. Отсюда составляющие песни: глубокая, нетривиальная поэтика и кристальная честность. Отсюда составляющие слушателя: способность воспринять и желание продлить в себе.

     Зарисовка с натуры: есть время, есть место, сравнительно доступные подъезды, не слишком загаженная природа. Клевый тусняк на лоне. Барды, опять же, - душевно. А надоест, так можно и магнитолку припахать, благо кассеты прихватили. Окна-двери-душа нараспашку…

     Вы помните неподражаемого неооптимиста доктора философии Опира из "Хищных вещей века" братьев Стругацких с его рефреном "чтобы было весело и ни о чем не надо думать". Так вот, авторская песня - это типичное не то.

     Дорогие мои обладатели широкой души под магнитолку, как мне хочется сказать вам: "Будете проезжать мимо - проезжайте, проезжайте без остановки!"

     Хочется. Но не скажу. Скажу другое.

     История вырождения всесоюзного фестиваля им. В.Грушина, знаменитой уральской "Ильменки", многочисленных подмосковных слетов начиналась именно с метастатического расползания масскультуры в хрупком организме авторской песни. Не стану заявлять, что жанр чурался "опопсения", наоборот - в коммерциализированном государстве творчество, рассчитанное на массовый успех приносит максимальные дивиденды автору (или исполнителю), поэтому многие известные (потому и известные!) деятели от АП чутко взяли нос по ветру. На фестивальных полянах объявился Его Величество Бакс. Его Высочество Большой Бизнес. Ее Святейшество Высокая Политика. А чумазая Золушка Авторская Песня, от рождения обреченная на остракизм, ради которой-то все, по идее и затевается, оттеснена к кострам и на кухни.

     Однако, вернемся к нашим овинам. На "Заозерье-2003" я с гордостью (поскольку уже второй год являюсь наравне с Андреем Мазуром творческим редактором фестиваля) услышал и со сцены и у костров Авторскую Песню, а среди тех, кто находился на поляне я разглядел ее Слушателя. Да, он теряется на фоне большинства, горланящего от переизбытка чувств "Перекаты" между двумя порциями горячительного ("…друзья сидят за вод-ко-ю!!!"). Порой мой Слушатель и сам ведется на забойные песнопения ансамбля им. Светлой Памяти Оргкомитета, но, важно то, что он есть. И, надеюсь, не истощится.

     Кстати, Сергей Кириенко, прибывший (так, кажется, говорят о власть имущих) глубокой ночью с 12 на 13-е июня на фестивальную поляну поразил меня тем, что у костра подпевал несомненно, без какой-либо натяжки, Авторским Песням. Пожалуй, жителям Федерального округа есть с кого брать пример в искусстве (труде?) Слушателя.

     "…Да обойдут тебя лавины…"

     В узких кругах нижегородских функционеров от АП бытует мнение об исключительной позиции (традиции, судьбе) нижегородской песни, окруженной враждебными влияниями извне. Этакий ангел-хранитель, анклав старого-доброго-вечного. Еж в себе.

     Что ж, культивирование этакого нижегородского АП-шного шовинизма привело к тому, что за пределами области наши авторы и исполнители оказались практически неизвестны. Курьез на тему: "народную песню" саровского автора Андрея Волкова, начинающуюся словами "Разбросала косы русые береза" вынесла за пределы области популярная некогда Натали на своих авторских компакт-дисках.

     В Нижнем практически нет концертной деятельности бардовского направления, структура КСП (клубов самодеятельной песни) давно пришла в упадок. А ведь рядом - Москва, Казань и Киров, практикующие "творческий десант" - обмен концертами и мастер-классами. Рядом уникальнейший Владимир, "воспитавший" Слушателя таких нетривиальных авторов, как Жуков, Деревягин, Якимов, Фролова.

     Наши мастера (а кроме мэтров "размера" уже упомянутого Волкова или Михаила Песина, существует целая плеяда молодежи и несколько авторов среднего возраста) довольствуются фестивальными сценами, - благо у нас их предостаточно. Молодняк, кстати, выпестованный на наших же творческих мастерских, изредка выезжает за пределы области. И имеет там успех. И тянет за собой шлейф устойчивого интереса к "нашим" за пределами "раковины" Нижегородской области.

     Вот цитата из постфестивального письма Николая Сбытова, приехавшего в этом году к нам на фестиваль в составе делегации Межрегионального Общественного Объединения "Второй Канал Авторской Песни". (О "Втором Канале" разговор особый. Это те самые люди, которые в дополнение к основному конкурсу Грушинского фестиваля, давно, глубоко и безнадежно прогнувшемуся под коммерцию и попсу, ввели противоположнонаправленную структуру, в которой ценны те самые признаки АП, о которых велась речь выше. Люди, к мнению которых, на мой взгляд, прислушиваться можно и нужно.)

     То, что фестиваль сейчас ориентирован на местный народ - хорошо видно. Но! На бытовом уровне я увидел вполне адекватное - довольно спокойное, но с интересом - отношение к приезжим из-за очерченного круга. На мой взгляд, это хорошая ситуация.

     С одной стороны, ощущение провинциальности никаким духом не присутствует, да и объективных оснований для того нет - народ собирается сильный и интересный. Более того, мне показалось, что в местном народе происходит довольно активное бурление и всякая жизнь, и никто никому не надоел повторениями и зависаниями. С другой стороны, вполне присутствует ощущение "мы" - и позволяет чувствовать себя комфортно на поляне и считать себя ответственным за то, что на ней происходит. Более того, сделать что-то самостоятельно - не на индивидуальном уровне, а, условно говоря, создать свой местный стиль - возможно только при таком отношении к делу…

     …В общем, надо декларировать вслух местные интересы и исподволь подкидывать интересные штучки из других мест. Это и местных спровоцирует тянуться, и приезжим при априори "непротиворечивом" отношении будет хорошо…

     Полагаю, комментарии излишни.

     "…Нам нужен дом. Любовь у нас была…"

     В мировоззренческом плане любое мероприятие отражает образ мышления его организаторов. А в бытовом?

     Письма моих друзей и единомышленников практически не расходятся в высокой оценке организации фестиваля: достаточно четкая и ненавязчивая охрана правопорядка (конечно, не без эксцессов - в таком скоплении людей невозможно приставить к каждой палатке по милиционеру, но если сравнивать с проходящим в то же время Ильменским фестивалем - прессы о нем в Интернете предостаточно, - наши проблемы и не проблемы вовсе), практически бесперебойная служба снабжения водой и продуктами, круглосуточный медпункт с подстраховкой "скорой помощи". Еще один повод сказать спасибо областной общественной организации Нижегородских бардов "Наш фестиваль", администрации Богородского района, министерству образования и науки Нижегородской области.

     Увы, в этой бочке меда присутствует не менее полубочки дегтя. Усилить бы охрану, улучшить звук на сцене, подзвучить творческие мастерские и конкурсное прослушивание. Да просто элементарных тентов от дождя и зноя не хватает. Каждый год, готовя очередной фестиваль, мы, его оргкомитет, осознаем, что этот раз может стать последним из-за банальнейшего финансового дефицита.

     И не только фестиваль. Создание и развитие областной инфраструктуры авторской песни также требует денег. Аренда концертных площадок, реклама (а куда без нее?), гонорары, техника. И ведь есть энтузиасты, готовые работать без оглядки на личную корысть, и деньги-то ведь не суперогромные!

     Очевидно, - Человек Думающий, тот самый естественный объект приложения авторской песни, ради которого все и затевается - незавидный объект для приложения спонсорских вложений. Но, несмотря на явно некоммерческую направленность нашего жанра, находятся и организации и отдельные люди, вкладывающиеся в авторскую песню, порой даже в ущерб семейному бюджету. Потому что понимают: ломать - не строить. Потому что Человек Думающий, как любой иной биологический подвид, заботится о продолжении своего рода.

     15 июня 2003 года завершился XII Нижегородский областной фестиваль авторской (или бардовской - как вам больше нравится) песни. Давайте вместе подумаем о XIII-м уже сейчас.

21 июня - 2002г.


Что-то не сложилось, как всегда... (Цитата)

     В прошлом году, в статейке по поводу прошедшего «Зимородка-2001», я уже упоминал о том, что этот фестиваль считаю своим родным, очень долго я считал его лучшим из тех, на которых успел побывать. Тем горше мне сейчас писать эти строки.

     Володя Тиунов: …услышанные после (фестиваля) оценки от «Это был самый худший из Зимородков!» до «Спасибо, мы обязательно приедем еще!» позволяют мне сделать вывод, что фестиваль средненьким-то как раз не был.

     Не знаю, сколько человек посчитали последний «Зимородок» худшим. Не знаю, сколько человек обязательно приедет еще. Признаюсь, что отношусь к числу первых, и, впервые за 9 лет склоняюсь к мысли, что, увы, не в числе вторых. Второй тезис глубоко субъективен, вытекает из первого, и не требует, на мой взгляд, пояснений. Негативное же мнение о фестивале постараюсь обосновать.

     Итак, прокол ј1, увы, независящий ни от кого («Березка» на капремонте, а альтернативы «ЛП» видимо не нашлось): смена места и связанный с ней взлет цен. Можно говорить: кто захотел, тот приехал, однако, большинство из нас не родственники Рокфеллера, почти все – студенты и интеллигенты, сиречь – народ малообеспеченный. Для людей из дальних провинций, где уровень жизни куда ниже московского, «Зимородок» уже не по карману. Но деньги – не главное. Не подфартило нам и с погодой. Далеко не короткие перебежки от корпуса к корпусу по морозу лично для меня были сущей пыткой (бедная охрана!, бедные орги!). Обилие спальных мест, горячая вода и душевые (кстати, у нас в корпусе ј2 мужская душевая не работала, добежать по морозцу до соседнего было лениво, хотя многие так и делали) – плюсы очевидные, но, все-таки, в перенаселенной «Березке» не было душа, но была душа. А еще, если продолжить каламбур, не было душно в зале. И в столовой. Может быть «Лесная Поляна» и замечательное место для организованного отдыха, для проведения фестиваля выбор оказался крайне неудачным.

     Далее. Прокол ј2: организация работы мастерских. Впрочем, это пришло потом, после того, как в пятницу я стал невольным свидетелем сценки у доски объявлений: два молодых человека обратили внимание на объяву о проведении творческих мастерских, а их старший руководитель в педагогическом порыве их наставлял: так это НЕПРАВИЛЬНЫЕ мастерские, вот тут про официальные написано – туда пойдем… Честно скажу, я не отсек этот психопатологический выверт на круглом столе перед фестивалем. Неэтично обвинять оргов, скорее всего саровцы также облажались при введении этого новшества, тем не менее, неофициальные мастерские в головах участников превратились в неполноценные. На объединенной мастерской Приползины – Сергиенко – Кульбакин – Шехтман людей было куда меньше, чем в прошлом году на одной нашей (Кульбакин-Шехтман-Селисская), справедливости ради надо заметить, что те ребята, которые знали нас раньше, пришли, несмотря на приниженный статус мастерской.

     И, наконец, прокол ј3. Традиционный: Большое Жюри выпускают номера, ориентированные «на зал», Главному Жюри ничего не остается, как оценить то, что выпущено. Опять «да здравствует попса». Обидно за некоторых ребят, показавших на мастерской интересные вещи, куда интереснее показанных в концерте и вследствие того оставшихся за бортом лауреатств (это в меньшей степени касается авторов – несмотря на «принцип попсовости», жюри разглядело незаурядный талант Киры Малыгиной и Кати Жуйковой, я почти удивлен J). Больше ничего по этому поводу не скажу, иначе меня снова обличат в субъективности и протекционизме.

     Теперь немного о камнях в моем огороде.

     Володя Тиунов: на первом круглом столе мной лично был провозглашен этот самый пресловутый «второй канал», в составе неофициальных мастерских и последующего концерта по итогам всех мастерских фестиваля, даже были запасены дипломы для награждения выдвинутых мастерскими на этот концерт и назван как бы капитан всего этого действа, если интересно – Fox, но... Почему-то что-то не сложилось, как всегда...

     Очень жаль, что ироничный как бы президент как бы КСП «Поиск» Владимир Тиунов не предупредил меня о том хотя-бы за три-четыре дня. В итоге, меня как бы подвели под это капитанство на самом круглом столе. Да, не скрою, группа из 3-5 человек готовила нечто вроде 2 канала в этом году на Зимородке, заранее не ожидая никаких подвижек от оргов, но… Каюсь, приманка была хороша: вот тебе, Фокс, 1.5 часа между окончанием работы мастерских и конкурсным концертом, охапка грамот… купился. Забыл третий закон Ньютона. Впрочем, мастерам всех ТМ (и официальных и неофициальных) было сказано о проведении концерта по результатам мастерских, я знаю, что минимум на трех из них всерьез составлялся список «своих» участников. Потом мне было заявлено (Тиуновым), что в концерт пойдут те, кто не прошел по Большому Жюри (подачка для забиженных, а не концерт 2-го канала! О как!), затем оргкомитет (эту весть мне на мастерскую принес член оргкомитета Саша Ведунов) просто отменил концерт. И все. Еще раз покаюсь, мне наверное надо было не работать в ТМ, а бегать, ака бобик между мастерскими и оргкомитетом, однако рефлекс (почти физиологический – на бюрократию) держал меня за столом. Тем не менее, финал 2-го канала все же состоялся в виде мастерской «Шляпы», на которую были приглашены фавориты с трех мастерских: Кира Малыгина от Костромина-Белого, Катя Жуйкова от нас и Наталья Кульбакина от мастерской Солодилова-Александрова. Шляпа прошла удачно, кто был – слышал.

     Андрей Волков, Володя Тиунов, Саня Вихарев, я не выеживаюсь в поисках политического капитала, не рвусь в капитаны и не стараюсь стать авторитетом для бонз саровского «Поиска», знаю, что это невозможно. Просто мне обидно за родной фестиваль, на котором мне самому захотелось сделать второй канал, ведь как отметил Андрей Мазур, нас все же слишком мало, чтобы позволить себе делиться... Впрочем, как сказал Володя, что-то не сложилось, как всегда... Вот это «как всегда» и печалит.

     И, напоследок, воспользуюсь возможностями Сети, и заранее извинюсь перед ребятами, которые из года в год ходят на нашу мастерскую: на «Зимородке-2003» меня не будет.

февраль - 2002г.


     Прошел почти месяц с того дня, как мы в очередной раз погрузились в автобусы и покинули «Березку». И вот уже и штыки затупились, и даже порох слегка - того - отсырел, но неизменно возвращаясь к зимородошным событиям, вспоминаю слова Миши Кукулевича:

Фестиваль спасет альтернатива

     Фраза эта была адресована Второму каналу Грушинского, и имела продолжение примерно такого толка: если Груше не хватит 2-го канала, то сам собой заведется третий, четвертый и т.д. Вот оно! Не «откроют» а «сам собой» возникнет, откроется, заведется. Под напором общественного мнения. Потому что иначе никак.

     Ты куда бежишь, кораблик? (Ю. Устинов)

     Наблюдая далеко не объективным взглядом историю фестиваля (а я считаю «Зимородок» «своим» фестивалем - я приехал в «Березку» первый раз в 94-м совсем зеленым юнцом, там меня «сделали» автором (огролмное спасибо Сергею Каплану и Вале Юрьеву) и вот уже третий год как я сам мастерю), замечаю две хорошо выраженные тенденции. Первая: год от года организация (читай - бюрократический механизм) становится все более и более изощренной и направленной на ОБЕСПЕЧЕНИЕ (порядка, жилья, спокойного сна для пожилых и младенцев и т.д.). Сюда же можно отнести и компьютеризацию всея Зимородка вплоть до автоматического подсчета голосов Большого Жюри. Вторая: качество финального концерта падает год от года все ниже и ниже... Причем обе тенденции замечательно кореллируются, и заметно невооруженным взглядом (а ребята из Оргкомитета даже «вооружены» соответствующим статистическим софтом), что причину провала лауреатских концертов следует искать именно в усложнении системы.

     Помнишь, как раньше... (Д. Милич)

     Итак, с 94 по 99 включительно на «Зимородке» существовала следующая схема жюрения: 3-4 мастерские по 2-3 мастера в каждой совмещали в себе функции собственно творческой мастерской и предварительного прослушивания. Конкурсанты могли сами выбрать себе мастеров «по вкусу» или пробежаться по всем возможным. После тяжелого трудового дня (а фестиваль тогда начинался с пятницы, а не с четверга, как теперь), члены ТМ собирались вместе и по своим записям (и не остывшим еще впечатлениям) составляли программу концерта. Ругались, передавали друг другу номинантов, отбирали себе в отделение покруче и поувесистей... и в конце концов приходили к консенсусу сообща. Потом - концерт. Каждая мастерская несла ответственность перед зрителем за отобранных на микрофон конкурсантов. Финал судили те же мастера плюс орги.

     Год 2000 принес нововведение - Большое Жюри и компьютерную обработку результатов. В финальном жюри - руководители мастерских + орги + Большие Гости, которые за работу в мастерской просили Большие Деньги и, по видимому, бывшие посланными... Качество финала было какественным, но терпимым, однако мастера не раз проехались «добрым словом» по Большому Жюри как в кулуарах, так и на Круглом столе. Не в коня корм, однако.

     Лучше бы, конечно, солнце, утро... (В. Ланцберг)

     И, наконец, 2001. В мастерских - мастера, в Большом Жюри - те, кто был отозван с мастерских оргкомитетовским «НАДО» и «кое-что еще, о чем сказать бы надо...» В Великом Жюри - орги, и, видимо для представительства Москвы и Питера, - полный состав одной исполнительской мастерской - 2 человека. На фестивале АВТОРСКОЙ песни из семи Великих Членов - два автора!!! На фестивале ВСЕРОССИЙСКОГО уровня - 5 Великих Членов из Сарова!!!

     Простите меня, ребята, игравшие в финальном концерте, я ушел в бар, прослушав песен этак 5-7. С девушкой. Скучно мне стало, тоскливо. Оргкомитет милостиво позволил каждой мастерской независимо от решения БЖ выдвинуть аж ОДИН номер в концерт. Автор, по мнению нашей мастерской,- лучший за два дня работы, попал в финал именно благодаря этому голосу. А еще пара-тройка ребят, которых мы отметили, как вполне достойных сцены, вообще на нее не попали. Зато прошли номера слабые, попсовые или откровенно подражательные. НУ КАК нам работать, если, как показывает практика, мы указываем автору на ошибку и вместе ищем пути к ее разрешению, а на Большом этот минус мог бы стать плюсом?

     Тут всю систему надо менять! (из анекдота)

     Вернусь к началу. Фестиваль должен спасаться альтернативой. И «Зимородок» - не исключение. Если есть у оргов какие-то нам неизвестные императивы, пусть они останутся при привычной уже схеме. Я предлагаю членам мастерских (а «Зимородок», кроме приглашенных Мастеров, воспитал за долгие годы существования своих, доморощенных) учредить на фестивале альтернативное жюри, которое будет отбирать как в старые добрые времена ребят в отдельный небольшой (часа, думаю, должно хватить за глаза) концерт, в котором все участники будут отмечены без дальнейшей дифференциации на лауреатов и дипломантов. И каждая ТМ будет нести ответственность за своих питомцев, подготовит их именно к этому концерту, а не к прослушиванию на БЖ. И от оргкомитетчиков нам нужно всего лишь час в сетке вечера, тот час, когда Великие делят слонов на всех, по их мнению, достойных.

     Сегодня быть лауреатом 2-го канала Груши в определенных кругах почетнее, чем 1-го, кто знает, может быть через пару лет фавориты Жюри Мастерских Зимородка тоже будут котироваться выше официальных лауреатов?

март - 2001г.


© ТС «Витражи» 2003
дизайн: Виталий Кульбакин 2003